На размышления на эту тему меня натолкнуло творчество классика нашего сайта – Димыча. Его произведения поражают широтой описываемых событий, начиная от студенчества и заканчивая реалиями сегодняшнего дня (см. «Фонарики», случай из жизни коллег службы ЭСТОП).Чувствуется, что процесс написания такого рода шедевров, приносит ему удовольствие моральное, что касается материального удовлетворения, то оно, очевидно, должно наступить после того, как Дима выйдет из подполья нашего сайта на более широкие просторы читательской аудитории. По своему воздействию на аудиторию слушателей его творения не уступают рассказам Жванецкого. К такому мнению пришли независимые эксперты в лице моих коллег на работе в тот самый момент, когда я читала в обеденный перерыв произведение «Фонарики». Может, конечно, я и заблуждаюсь, но это взгляд обывателя из провинции, которого поражают фундаментальные исследования человеческих взаимоотношений в творчестве нашего уважаемого аксакала. Приношу заранее Димуле извинения, если мои взгляды идут вразрез с его ходом мыслей, я излагаю свою точку зрения. У нас, женщин, более практичный подход к такого рода творчеству.
Есть у меня приятельница, кстати , в свое время она тоже окончила КИИГА, но в отличие от нас, ф-т аэропортов. Зовут ее Ирочка, умница каких свет видит немного. В свое время она училась в школе на отлично практически все годы, но в те давние времена, как вы знаете, медалей выдавалось строго ограниченное число. Резали, как правило, на сочинении. Тем более, конечной инстанцией были бюрократы, сидящие в Ростове, т.к. школа была железнодорожная. Управление дороги, к которому присосались эти проверяльщики, находилось именно там. Отправляют сочинение в Ростов из Минеральных Вод, а там выставляют четыре и без комментариев, медаль не положена и все тут. Именно так поступили с выпускным сочинением Ирины. Судя по всему, она с такой душевной травмой жила не один год. Окончила КИИГА, вышла замуж за такого же ГАФовца Бориса, он механик, но гордится тем, что не слон, а спец. по приборам. Около десяти лет назад они переехали в Минводы и теперь работают оба в нашем аэропорту. У них двое деток, умницы, все в маму и папу. Тяга к точным наукам в родителей, учились на отлично, как мама. Уже вроде бы и государственный строй поменялся, да и страна, где живем тоже другая, а нравы в сфере образования царят все те же. Правильно, снова в школах деток режут на сочинениях. Ира, сделав соответствующие выводы из своей личной драмы, основательно подошла к вопросам написания сочинений своими детьми, т.к. дочь и сын претендовали на медали с интервалом в четыре года. Она этим вопросом занялась самолично, со всей ответственностью, которая может быть выработана годами у рядового ГАФовца. Наше предприятие в последние времена работает на четырехдневке, испытывая материальные трудности, поэтому времени у простых сотрудников предостаточно. Ира выписывала «Учительскую газету» постоянно, тщательно изучала все рекомендации для педагогов в вопросах написания сочинений. Учителя соответствующим образом оценивали ее творения, не скупясь на пятерки. Дочь благополучно получила медаль, теперь учится в Питере. Но Ира ни на минуту не расслаблялась, продолжала выписывать «Учительскую газету», ведь не за горами тот момент, когда сыну нужно будет писать сочинения. В этом году у нее был завершающий этап – сын заканчивал школу. Снова директивное распоряжение ГОРОНО – резко уменьшить число медалей, особенно у нас на Кавказе, где их число зашкаливает разумные пределы. А чего стоит новаторское предложение с пакетами сочинений, которые нужно было кипами писать Ирине, чтобы получить желанную медаль для сына. Сын Саша в это время зарабатывал сертификаты на олимпиадах, причем весьма успешно. Это успешно способствовало тому, что он пошел по стопам папы в Московский университет(бывший МИИГА), еще одного «спеца» будет ждать наш аэропорт. Но вернемся к сочинениям, которые Ирочка писала в течении 2-х месяцев, по одному из каждого пакета. Цель ясна, темы названы, и каждое сочинение должно быть медальным. Видно, звезды расположились нужным образом, медаль сын и мама получили. Мама полностью реализовала свои таланты уже в своих детях.
В завершении своего повествования, хочу немного добавить о своих приключениях в стенах университета, в котором сейчас учится моя старшая дочь Галина. Она окончила гимназию, явно тяготеет к гуманитарным наукам, в отличии от деток Ирины. Последние два года обучения в школе-гимназии, она посещала и университетский класс при лингвистическом унив-те. В принципе, начинание разумное, на второй курс легче поступить, т.к. отсев после первого курса очень большой среди студентов. Набор на первый курс строго ограничен, потом же регулируется общее количество студентов в вузе. Поэтому в стенах родной гимназии педагоги из унив-та отловили группу доверчивых деток и их родителей и начали их обучать. К слову, группа родителей очень сдружилась, мы выбрали старостой маму Ирину Валентиновну, она работает в частном (своем) книжном магазине и располагала временем по своему усмотрению. Регулярно мы ходили на родительские собрания наших институтских деток, которые проходили в стенах школы – когда они шалили, нарушая дисциплину. Несколько раз мы (родители) выезжали в стены унив-та - тогда нас ставили в известность о размерах оплаты и мы заключали договоры на обучение. Родители сдружились, взаимопонимание полное, особенно в вопросах поздравления педагогов на праздники (колебались только суммы собираемых денег). Детки наши время даром не теряли, вгрызались в науки и здесь и там.
У дочери моей Галины по весне особенно ярко проявилась тяга к написанию стихов, нарабатывала материал, чтобы вступить в местное литературное общество или просто отдыхала от безумного темпа учебы – не знаю. Пишет себе потихоньку. В конце мая по соседнему предприятию – ГУАПу «Кавминводыавиа» пошли полным ходом приготовления к очередному юбилею. Летчики народ денежный, поэтому и 40 лет для них юбилей. Еще в позапрошлом году мы с ними были одним предприятием, затем нас быстренько выделили в Аэронавигацию не спрашивая нашего мнения на этот счет. Получили мы самостийность, хочешь не хочешь поздравляй после этого соседей летчиков с их юбилеем. Наш главный инженер прозрачно намекает, что неплохо бы девочкам из техотдела сочинить поздравление для глубокоуважаемых летчиков. Наша творческая мысль дремлет, а сроки подпирают. За пару дней до намеченного срока я делаю заказ Галине написать поздравление. У ребенка вдохновение на подъеме, она выдает следующие строчки после того, как я ей в нескольких словах объясняю, какие замечательные пилоты работают в ГУАПе.
40 лет летному отряду ФГУАП «Кавминводыавиа»
40 лет – круглая дата,
Целая человеческая жизнь.
И достойная тому плата –
Уважение коллег и безоблачная высь.
Часто терзали заботы,
Выход находили же всегда,
Наши храбрые пилоты
В стороне не оставались никогда.
Порой невыполнимые задачи
Ложились на их выносливые плечи.
Не было времени встречать неудачи,
Произносить высокопарные речи.
Здравый рассудок и самообладание
Им помогало всегда.
Не было права на незнание
-Это ведь не игра!
Вами столько пройдено дорог,
Вами столько преодолено преград!
Вам же я желаю, чтобы смог
200 лет трудиться Ваш отряд!
Мимоходом я обещаю ребенку, что когда подойдет пора вступительных экзаменов, тогда начальники сжалятся над мамой поэтессы и будут отпускать меня на вступительные экзамены. Стихи руководству понравились, их красочно оформили и вручили летному отряду в торжественной обстановке. Незаметно подкралось то время, когда нам объявили дату вступительных экзаменов, как одну из величайших тайн современности. Сначала обещали это мероприятие в мае осуществить, но затем перенесли на конец июня, сразу же после выдачи аттестатов, накануне основного потока поступающих. Наш дружный коллектив родителей вместе с детками – абитуриентами прибывает на вступительные экзамены. Тогда и пригодилось заказное поздравление, которое выдала Галина юбилярам. Меня отпускают с работы сдавать вступительные экзамены практически без проблем. Родители стоят стеной под аудиториями при сдаче иностранного, затем истории и, наконец, сочинение. Роль педагогов в этом мероприятии примерно такая же, как у работников ГИБДДТ( бывшего ГАИ). Норовят хоть что-нибудь поиметь напоследок с экзаменующихся , при этом высший балл по сочинению не выставляют. Получается, что дети по иностранному могут в принципе получить высший балл, а по русскому даже думать не моги, что ты знаешь родной язык. Одним словом, максимум простоты и грамотности, заумные мысли никому не нужны, это вам не школа. Только в этом случае можешь получить хорошую оценку. Когда вскрыли конверт с темами сочинений, у Гали было почти шоковое состояние, все практически темы она не прорабатывала. Преподаватель, который с унив. классом занимался якобы подготовкой конкретных сочинений, могущих быть на экзаменах, и близко не касался предложенных тем. Вот то состояние, в котором пребывала моя вчерашняя выпускница школы.
МОЯ ПЫТКА ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ
НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ В ПГЛУ
Когда перед тобою список тем-
Осознаешь-перед тобою пять проблем.
Их пять, а ты один, как перст
При этом далеко не бог ты, не Гефест.
Ах, если бы умел летать-
Окно открыто, главное не спать.
Но жаль себя – переломаю ноги,
И тут опять же не помогут боги.
В минуты эти понимаешь:
Да ни черта ты, милый друг, не знаешь!
Экзамен этот точно провалю-
Прощайте милые, всех помню и люблю.
Вот тут и появляюсь я в роли большого любителя литературы. Извлекаю из старой книжки 10 летней давности (первые выпуски сборников школьных сочинений были толково написаны и без ошибок изданы) листы с двумя сочинениями, которые должны быть соединены в одно вступительное. Прячусь в женском туалете с целью передать эти бумаги дочери. Экзамены проходили в конце июня, одновременно с сессией у заочников, поэтому мое наглое вторжение в женский туалет под видом заочницы и пребывание там в течении часа с целью передать нужные странички увенчалось успешно. Находилась я там в компании с милейшей мамочкой ребенка из пятигорской группы поступающих. Эта родительница по имени Соня при себе имела такой увесистый рюкзак с литературой, что даже и моей приятельнице Ирине не снился на фоне ее «Учительской газеты». Я отличаюсь некоторой долей любопытства, и здесь не удержалась, поинтересовалась, не работает ли Сонечка в сфере образования, школьного или даже вузовского, судя по добротности подсобного материала для написания сочинений. Сонечка с гордостью ответила мне, что она работает лифтером, а литературу одолжила у родственницы. Она любезно разрешила мне вырвать интересующий меня листочек , передать его Галине, в обмен на мои заверения, что я его обязательно верну. Так я и поступила, полностью оправдав доверие Сонечки. Наши страдания увенчались успехом, простота изложения материала в книге не позволила вражьей запятой проникнуть на то место, где ее никто не ставил. Мы с ребенком получили заслуженную четверку, которую я приравниваю к медальному сочинению Ирочки.