Несмотря на всё интенсивное общение с Полярными жителями и представителями китайского народа командировку можно было бы считать неудавшейся, если бы не культурная программа. Всё началось с того, что я зашёл в театральную кассу близ станции метро «Московская» и начал внимательно изучать репертуар театров и концертных залов. Первоначально я предполагал занять свой досуг только 8 марта. Однако, на этот день, как на грех, ничего приличного взять было нельзя. На спектакль «Дорогая Памела» в БДТ даже не предложили билетов в городские театральные кассы. Концерт Винокура можно было увидеть только с северных окраин балконов, а на юбилейный вечер «10 лет в Городке» с Олейниковым и Стояновым оставались места и вовсе за колоннами. Увидев мою заинтересованность припасть-таки к источнику культурных ценностей не абы как, а именно в партере, кассирша предложила билет в ДК имени Горького на концерт Михаила Евдокимова из брони. «Но это будет стоить дорого», - заявила она. Я ничуть не испугался и поэтому вечером 8 марта пытливый взгляд наблюдателя уже мог обнаружить меня в фойе ДК имени Горького. На всякий случай я заглянул в кассу, и (о чудо!) здесь были билеты на прекрасные места в партере на те спектакли, которые мне хотелось посетить, но городские театральные кассы могли предложить на них лишь балкон или верхушку бельэтажа.
Деньги у меня с собой были. Мысленно попрощавшись с посещением фирменного пивбара «Carlsberg», я приобрёл две замечательные бумаженции, которые обещали мне встречу с прекрасными актёрами, как заезжей антрепризы из Москвы так и не менее чудесным ансамблем из театра имени Ленсовета.
Евдокимов чудесно работал два с половиной часа без антракта. Совершенно один! Все свои выступления он посвятил «девчонкам» (именно так он выразился), а цветы строго-настрого запретил выносить на сцену, поскольку «сегодня не его день». Зал был переполнен. Даже на откидных креслах сидело по двое, да ещё в проходах стояли. Если учесть, что этот зал вмещает 2300 человек, то, я думаю, в праздничный вечер зрителей было примерно 2500. Кроме исполнения старых и новых миниатюр Евдокимов пел. Да как! Кроме своих традиционных песен, он исполнил половину репертуара Ободзинского из лучшего, показав широкий диапазон своего уникального голоса. Закончил же концерт Михаил замечательной песней из репертуара «Песняров» «Не обижайте любимых упрёками» под фонограмму «-1», то есть бэк-вокал исполняют сами «Песняры». Запись производилась по просьбе Евдокимова. Успех был ошеломляющий.
Спектакль «Искушение» был сделан в стиле антрепризы, то есть актёры из разных театров собираются для создания одного спектакля, который показывают в различных залах в гастрольном режиме.
Искушение - сцена из спектакля
Такая форма не требует больших затрат, как стационарная постановка на одной сцене, и, как правило, пьеса предполагает небольшое количество занятых актёров.
Pазворот программки
В комедии итальянского драматурга Альдо Николаи были заняты Любовь Полищук, Сергей Безруков и Борис Щербаков. Опять аншлаг в ДК имени Горького, хотя и билеты значительно дороже (в столице актёры привыкли кушать больше калорийной пищи – в смысле икры и лососёвых). Комедия была чудесной, игра актёров незабываемой. После выхода на поклоны Безруков был атакован целой армией особ женского пола всех возрастов.
Его буквально завалили цветами. Для того чтобы отвлечь секьюрити, на сцену были выпущены несколько девчушек, которые крутились под ногами у здоровых дядек и мешали им передвигаться, хотя те и пытались отгородить актёров от всенародной любви, поскольку им ещё один спектакль через час играть предстояло. Обделённые вниманием Полищук и Щербаков, взявшись под ручку, двинулись за кулисы. И только моя скромная роза была в руке у очаровательной немеркнущей актрисы. А вечером мне представилось следующее. Лежу я, этак, в своей берлоге в общаге УТЦ, а где-то там Любовь Полищук с увядающими следами моих губ на щёчке (виртуально) и пожухлой розой в вазе (реально) совсем не думает о каком-то там провинциале, готовом вновь и вновь признаваться в любви её таланту.
«Интимная жизнь», в отличие от «Искушения», - спектакль достаточно «пожилой» по времени премьеры и классический по идеологии постановки. Он впервые увидел свет в 1994 году на сцене театра имени Ленсовета, то есть по своей сути не планировался, как антреприза. Но, поскольку, имел бешеный успех у публики, то со времен его стали играть и на других сценах Питера. Pазворот программки
Актёрский ансамбль в этом спектакле просто настолько удачен, что нет смысла давать ему характеристики превосходной степени. Это уже сделало авторитетное международное жюри на фестивале в Авиньоне. Вечный мушкетёр Михаил Боярский превосходно играет на рояле и поёт классику английского рок-н-ролла по ходу пьесы. Роль музыканта создана как будто специально для него.
А блистательные женщины Лариса Луппиан и Анна Алексахина, такие разные и великолепные!
Для Сергея Мигицко я бы тоже не пожалел превосходных эпитетов, но за меня это сделала театральная критика Питера, поэтому отсылаю вас к ним. Такой мимики и невероятных находок в движениях я не видел давно. Поскольку спектаклю уже почти 10 лет, аншлага не было. Но не занятым остался только центральный балкон. Честно говоря, эта постановка мне понравилась больше московской. Видимо, того же мнения была и публика, поскольку аплодисменты не смолкали после спектакля буквально полчаса. Это и не удивительно, если учесть, что во всём чувствовалась любовь не только к зрителю, но и друг к другу.
Актёры действительно любили друг друга и не стеснялись этого, среди них не было первых и последних. Весь ансамбль был, как одно целое, в отличие от московской антрепризы. В «Искушении» - каждый сам по себе, и все они волею режиссёра собраны в актёрский ансамбль только для одной постановки. Возможно, кто-то со мной не согласится…
Но, господи, как же я люблю театр!
После спектакля «Искушение» в очереди в раздевалку случилось событие, которое, чуть было, не ввергло меня в уныние и не разочаровало в культурной сущности Северной Пальмиры. Но обо всём по порядку. За два человека впереди меня верхнюю одежду получал мужчина приятной наружности и интеллигентного вида. Получал он не только на себя, но и на двух своих спутниц, вероятно, жену и дочь. Когда он предъявил два номерка, ему соответственно выдали одну куртку и одно женское пальто. Мужчина, заметно нервничая, предъявил свои права на ещё одну куртку, которую он видел в глубине гардероба. Его попросили дать ещё один номерок. На это он стал уверять бабульку - гардеробщицу, что ему выдали всего два, а куртка действительно принадлежит его спутнице. Бабулька попросила внимательно посмотреть в карманах, поскольку она в своей длительной трудовой практике никогда не ошибалась. Мужчина завопил: «Не давали вы мне третьего номерка, поэтому и искать его я не намерен!». Очередь вела себя культурно и не выказывала признаков беспокойства, хотя наверняка люди не рассчитывали провести здесь весь свой вечер. Гардеробщица, сдержав обиду, произнесла: «Я не могла ошибиться, посмотрите, пожалуйста, у себя. Номерок должен быть у вас, раз его нет здесь». Мужчина разъярился не на шутку: «Хватит мне тут втирать, старая карга, давай куртку, и я пойду!». Женщина, еле сдерживая слёзы, пригласила старшую по гардеробу. Переговоры продолжались очень вежливо и культурно со стороны театральных служащих и по-хамски – со стороны потерявшего человеческий облик зрителя. Старшая гардеробщица предлагала подождать, пока все оденутся, а потом разобраться с ситуацией. Если действительно номерка не выдавали, то потом всё и выяснится, когда гардероб опустеет. Мужик уже попросту орал: «Вы тут, что себе позволяете, сволочи!? Отдайте мою куртку!». В других секциях гардероба очереди уже рассосались. Там всё шло планомерно и без сбоев. Наша же очередь по-прежнему вела себя культурно, по-питерски, не выражая своего отношения к ситуации. Вдруг мужчина протянул номерок и сказал: «Вот… нашёл». Бабуля, заливаясь слезами, подала злополучную куртку и осмелилась спросить: «А извиниться?». В ответ на это спутница мужика обрезала: «Обойдёшься, с кем не бывает». Тут уж очередь не выдержала. Молодой парень сообщил даме, что таких хамов он никогда в жизни не видел. Но заявление это прозвучало достаточно спокойно и без истерического надрыва. Мужик со своими спутницами быстренько ретировался. Люди из очереди принялись успокаивать старушку-гардеробщицу, а старшая в это время подавала верхнюю одежду. «За такое дикое поведение где-нибудь в Рязани можно и по сусалам схлопотать», - подумал я, выходя на улицу. Но такая попытка рассеять неприятный осадок мне плохо удавалась. Раньше в Питере такого рода людей в театры на пушечный выстрел бы не пустили. Да, и не было раньше здесь таких. Или это просто я идеализирую своё прошлое? Спускаясь с крыльца, я обратил внимание на машину, в которую усаживалась троица скандалистов. Ба, да номера-то на автомобиле московские. Вот оно объяснение. Настроение сразу же улучшилось. Душа снова обратилась к перипетиям спектакля. Теперь поводов переживать не осталось. От москвичей можно ждать всякого. Как сказал бы наш преподаватель на курсах О.А.Евтушенко: «В рамках этой идеологии, можно отметить отличие человека разумного от homo-moscovity».
На этих словах благоразумный автор прерывает свой рассказ, чтобы кровожадный Шахрияр не смел ему голову рубить на рассвете… Впереди же - ОЧЕРЕДНАЯ ночь с байками, аллах акбар!